Эфир
Неделя
Репортаж
Неделя с ТМК. Выпуск №50 (148)
0:00
/

Завод как искусство

Промышленность и искусство – две сферы, казалось бы, несовместимые, но предприятия не на словах, а на деле объединяют эти полярные направления. Заводские мастера, наравне с творцами из художественных академий, становятся авторами произведений искусства. В спецпроекте proТМК мы расскажем, как производство продолжает вдохновлять на создание настоящих шедевров.

«Ширпотреб» – сложносокращенное слово, которое сегодня приобрело негативную окраску, однако в самом значении этого термина («товары народного потребления») нет ничего отрицательного – это то, что нужно каждому. Правительственная программа, запущенная в советские годы, была направлена на обеспечение людей всем необходимым – от эмалированных тазов до предметов мебели. Заводы выполняли государственные заказы на дефицитные товары.

Кстати, о кровати

Эта судьба не обошла стороной и трубные предприятия. Так, в 1925 году на Таганрогском металлургическом заводе (ТАГМЕТ) открылся цех ширпотреба, выпускавший недорогие кровати, тарелки, вилки, ложки, утюги, ажурные хлебницы и другие металлические изделия. В 1954 году на предприятии началось производство оцинкованной посуды, а рядом с трубосварочным цехом №3 был построен и введен в эксплуатацию стекольный участок. ТАГМЕТ стал производителем хрусталя и на протяжении 40 лет удерживал звание лучшего.

В руках мастеров рождались бриллиантовые грани, заставляющие свет играть, а любителей элитного стекла – замирать от восторга. Изначально на участке изготавливались только декоративные вазы и праздничная посуда. Однако со временем спрос породил новые предложения.

Ассортимент продукции расширился, включив в себя различные изделия. Некоторые узоры, созданные мастерами ТАГМЕТа, стали легко узнаваемыми. Кольца, ромбы, причудливые змеи, пирамиды, рассекаемые крестом… Эти элементы могут плотно покрывать гладкую поверхность изделий или, наоборот, оставлять «воздух», позволяя любоваться спокойной гладью хрусталя. В 2012 году все непрофильные производства на предприятии были остановлены.

Но спустя годы после закрытия стекольного участка его продукция продолжает оставаться важным атрибутом и символом ТАГМЕТа. В каждой детали, в каждом изгибе застывшего хрустального кружева чувствуется мастерство.

Хрусталь справедливо называют произведением искусства: он сочетает в себе ручную работу, разнообразие дизайнерских решений и высокую ценность
Невозможно представить Новый год без хрустальных бокалов, сверкающих в свете гирлянд

По этой же государственной программе Челябинский трубопрокатный завод (ЧТПЗ) начал выпускать никелированные кровати в 1955 году. Гнутые дужки и сетки – такие экземпляры производились даже для детских комнат. Кстати, кровати были изготовлены из труб небольшого диаметра – от 10 до 60 мм. ЧТПЗ производил мебель для спален вплоть до 2000 года, когда кроватный цех был закрыт. Однако на предприятии помнят этот прозаический ассортимент и рассказали его историю художнице Анастасии Иваненковой. Девушка была так вдохновлена услышанным, что сделала детскую кровать центром композиции диптиха в технике вышивки.

Более 200 наименований хрустальных изделий производили мастера ТАГМЕТа

В 1955 году на ЧТПЗ изготовили первую детскую кровать

За 4 года работы соответствующего челябинского цеха было выпущено более миллиона кроватей


– История о том, как на ЧТПЗ изготавливались детские металлические кровати, тронула меня до глубины души, – делится впечатлениями художница. – Когда ты видишь это предприятие: огромные трубы, горячие цеха, мощные станы – и осознаешь, что здесь выпускалось что‑то для маленьких детей, невозможно остаться равнодушным. Ведь трубы, которые использовались в тяжелой промышленности, одновременно служили мягким ложем для малышей, и на них наверняка засыпали Ян, Устина, Андрюша и многие другие дети.

В основе картины лежит панорама цеха «Высота 239», вышитая черной нитью прямо на производстве
В основе картины лежит панорама цеха «Высота 239», вышитая черной нитью прямо на производстве

Диптиху художница дала название «Ян, Устина, Андрюша и другие цветы жизни». Таким образом она сделала отсылку к еще одному примечательному факту из истории завода – на ЧТПЗ в оранжереях выращивались цветы. Произведение Анастасии Иваненковой стало одной из 16 работ выставки арт-резиденции «Летопись современного завода», которая прошла при поддержке Галереи современного искусства Синара Арт в 2024 году.

Стальное творчество

Синарский трубный завод (СинТЗ) стал известен творчеством уже в наши дни. Более десяти лет на предприятии проводится творческое состязание по созданию малых архитектурных форм. Лучшие конкурсные работы после подведения итогов перемещаются в парк скульптурных миниатюр, которые могут созерцать как работники, так и гости предприятия. Сегодня арт-объекты занимают значительную территорию, простирающуюся от центральной проходной до учебного полигона СинТЗ, кампуса Корпоративного университета ТМК2U. Мотоцикл, колесо обозрения, птицы, цветы, качели – более 40 малых архитектурных форм украшают территорию завода. Также есть мини-копия памятника пушке – орудию Отечественной войны 1812 года и символу чугунного литья, освоенного в Каменске-Уральском.

Творческое соревнование проходит ежегодно накануне Дня металлурга. Каждый раз у конкурса своя тема. Например, в 2016 году, в честь 15‑летия ТМК, заводчане создавали скамейки. А в 2019 году участники самостоятельно выбирали, каким будет их подарок к юбилею завода. Именно тогда впервые заявили о себе термист проката и труб Андрей Волгирев и электросварщик на автоматических и полуавтоматических машинах Владислав Иохин – сегодня они работают в цехе по отделке труб нефтяного сортамента (Т-1). Тогда творческий дуэт занял второе место, но последние пять лет они являются безусловными лидерами конкурса.

Креативные идеи и умелые руки синарских трубников позволяют создавать из металла произведения искусства

Усилиями этих мастеров появились одуванчик, роза, муравей-трудяга и сталевар-металлург. Последняя фигура увековечивает труд работников первого производственного цеха СинТЗ – фасонно-литейного.

Синарские трубники проявили себя не только на уровне своего предприятия. В 2018 году команда сотрудников СинТЗ с арт-объектом «Машина времени» одержала победу на общекорпоративном конкурсе ТМК по созданию скульптур из металлолома «ЛомоСфера». В состав творческой группы входил и Андрей Волгирев.

ПОРЯДКА 100 малых архитектурных форм создано на СинТЗ за время существования конкурса парковых изделий

На Волжском трубном заводе (ВТЗ) творческий сезон начинается в преддверии Нового года. В это время на предприятии проводится конкурс «Лучшая елка», в рамках которого многие годы подразделения завода создают арт-объекты – миниатюрные скульптуры, символизирующие животных и соответствующие стихиям 12‑летнего цикла восточного календаря. Для создания арт-объектов подразделения завода часто используют вторсырье. В дело идут металлолом, обрезки изделий, некондиционный материал. Как превратить производственные отходы в произведения искусства, знают мастера различных подразделений, ставшие постоянными участниками конкурса. Например, коллектив механического цеха (МЦ) несколько лет создает кованые ажурные композиции. Их арт-объекты словно сотканы из металлического кружева. Автором новогодних композиций является электрогазосварщик МЦ Федор Нефедов.

В прошлом году в МЦ ВТЗ усовершенствовали свое творчество и создали дракона из металла в корпоративных цветах
У волжских умельцев получаются яркие скульптуры, арт-объекты и ёлки, непохожие друг на друга

Скульптуры коллектива электросталеплавильного цеха можно рассматривать бесконечно. Это настоящие инженерные шедевры. К примеру, фигура быка соответствовала современным тенденциям автоматизации – он светился, мычал, кивал головой и бил копытом. Сплавом инженерной мысли и художественного воплощения можно назвать композицию с живой елкой, фигурой сталевара и тигром, а металлический заяц-байкер мчался навстречу новому году на своем мотоцикле.

Вместе с коллегами над проектами работает начальник участка спецавтотранспорта Александр Скачко, а главным художником выступает прессовщик цеха Евгений Кулькин.

Полет художественной фантазии демонстрирует и коллектив ТМК ТР (филиал в Волжском). Каждый год все больше подразделений завода стремятся создать для своих коллег праздничную атмосферу, ведь для этого у них есть все необходимое: безграничная фантазия и любовь к своему предприятию.

Язык бетона, дерева и камня

Принято считать, что на заводе производится поточная продукция, а сотрудники работают исключительно по инструкциям, схемам и стандартам. Может показаться, что на металлургическом предприятии нет места для творчества. Но это не так. Среди заводчан встречаются уникальные люди с художественным вкусом, умеющие сочетать строгую профессиональную деятельность и творчество. Одним из таких людей является модельщик по деревянным моделям фасонно-литейного цеха Первоуральского новотрубного завода (ПНТЗ) Валерий Кетриш. Экскурсии в Музейно-выставочный центр ПНТЗ начинаются с одной из его работ, созданных совместно с Михаилом Храмцовым.

Это уникальное панно, выполненное из природных материалов (кора, шпон, опилки, фанера), на котором изображен Васильево-Шайтанский поселок. На нем можно увидеть плотину, заводские постройки и дворы местных жителей.

Объемное полотно в Музейно-выставочном центре ПНТЗ, вырезанное из дерева, отсылает к истокам истории ПНТЗ – Васильево-Шайтанскому заводу
На деревянном панно скульптора и резчика ПНТЗ можно увидеть плотину, заводские постройки и дворы жителей посёлка

Для обновленного Музейно-выставочного центра ПНТЗ Валерий Кетриш также изготовил бюст легендарного директора Федора Данилова, участвовал в реконструкции макетов станов 160 и 30–102, товарного знака завода и различных картин. Одной из последних работ Валерия стала модель барки, на которой перевозили продукцию Васильево-Шайтанского завода по реке Чусовой. Планируется, что изделие вскоре займет свое место в экспозиции краеведческого зала. Руками Валерия Кетриша были созданы и другие важные для предприятия работы: бюст Федора Данилова, установленный у центральной проходной, модели орденов Ленина, Октябрьской Революции, двух орденов Трудового Красного Знамени, размещенные на зданиях первой и второй проходных завода.

Северский трубный завод (СТЗ), как и другие предприятия ТМК, разрушает миф о том, что рабочие заводов производят только конвейерную продукцию. Полевской, родина предприятия, стал источником вдохновения для уральского писателя Павла Бажова. Его известные сказы «Серебряное копытце», «Хозяйка Медной горы» были написаны под влиянием работ местных мастеров, создававших шедевры из камня. Прототипом Данилы-мастера стал реальный камнерез Данила Зверев. Традиции камнерезного искусства в Полевском продолжают жить на СТЗ. В заводской мастерской по производству сувенирной продукции трудится Вадим Кукушкин. Геолог по образованию, он пришел на предприятие в 1991 году, хотя интерес к минералам возник у него еще в детстве. В руках Вадима Кукушкина камни превращаются в произведения искусства.

Камнерез СТЗ работает в техниках объёмной и плоской мозаики и предпочитает уральские камни, такие как змеевик, который встречается на Урале в больших количествах

50 видов драгоценных и полудрагоценных камней (сердолик, гематит, бирюза, агат, халцедон, нефрит, малахит) стали основой композиции «Серебряное копытце»

Камни бывают разными, и каждый обладает своей энергетикой, как и люди на Урале. Иногда камень сам подсказывает, как его лучше использовать. Мой любимый камень — горный хрусталь. С ним непросто работать, но результат всегда превосходит ожидания.

Вадим Кукушкин

Полтора года Вадим Кукушкин потратил на создание карты мира из камней в технике флорентийской мозаики. До его работы такое мозаичное панно в виде карты СССР было создано в 1937 году и представлено на Всемирной выставке в Париже вместе со знаменитой скульптурой «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной. Над той картой трудилось множество людей. Вадим Кукушкин работал над своим проектом в одиночку, тщательно подбирая камень для каждой страны. Сегодня основной продукцией Вадима Кукушкина является сувенирная. Он относится к ее созданию с большой ответственностью.

Композиция «Серебряное копытце» выполнена известным уральским художником по камню Вадимом Кукушкиным

У него много работ, основанных на сказах Бажова. Например, композиция встречи Даренки с Серебряным копытцем, миниатюрная скульптура, невероятно сказочная и искусная. Многие изделия камнереза из Полевского хранятся в частных коллекциях.

Материалы подготовлены редакцией газеты ProТМК