Сегодня посетители ВДНХ из числа тех, кто застал еще 1990-е и 2000-е, часто не узнают это место. Еще каких-нибудь 15 лет назад там и в помине не было роскошных богато убранных павильонов, как, например, павильон Казахской ССР. На самом деле, современные красоты — результат реставрации и возвращения зданиям первоначального облика, даже если он менялся до неузнаваемости в советские годы. «Казахстан» является одним из таких примеров. С конца 1960-х он выглядел сурово, под стать своему появившемуся тогда названию — «Металлургия».
Первый павильон Казахской ССР появился на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в 1937 году. Он располагался в начале Главной аллеи и был деревянным зданием с башней, которую вскоре заменили куполом. А в 1954 году появилось новое монументальное здание по проекту И.М.Петрова и И.В.Куприянова при участии казахского архитектора Т.К.Басенова. Здание украшали барельефы на тему казахского земледелия, 25-метровая стела с майоликовым гербом Казахской ССР, аркада и большой купол. У павильона располагались скульптуры казахского певца и поэта Джамбулы Джабаева и Героя Социалистического Труда Шыганака Берсиева.
Но в таком виде павильон просуществовал недолго. Руководство страны активно боролось с архитектурными излишествами, что сильно отразилось на внешнем виде ВДНХ. Памятники «Казахстана» были уничтожены в 1963-м, примерно в это же время здание лишилось многих других элементов фасада. И в 1966-1967 годах оно было полностью реконструировано, превратившись в павильон «Металлургия».
В проекте архитектора С.Кобецкого и инженера В.Анисько от былой роскоши не осталось и следа. Здание превратилось в прямоугольную коробку, по всему периметру облицованную плитами с вертикальными тягами из нержавеющей стали. Павильон всем своим видом олицетворял строгость. Таким он и запомнился москвичам, пока в 2017 году не начались масштабные реставрационные работы.
За три последующих года зданию вернули облик середины 1950-х. По архивным фотографиям воссоздали 3,5-метровые скульптуры, отреставрировали обнаруженные барельефы скульптора Х.Н. Аскар-Сарыджи, посвященные животноводству и механизации сельского хозяйства, восстановили внутреннюю отделку и стеклянный купол.
С металлургией теперь павильон связывает скульптура рабочего-сталевара, расположенная почти на самом верху входной группы. Вот только сталевар, как и ставшая ему парой колхозница, — тоже декоративный элемент того самого здания павильона Казахской ССР 1954 года.