ТМК модернизировала дизайн трубопрокатного цеха №2 на Волжском трубном заводе. В ходе работы изменились внешний облик здания, интерьер и технические объекты промышленной площадки. Разработкой проекта занималось архитектурное бюро Osetskaya.Salov (ARCHSLON). О новом образе, дизайнерских решениях и этапах работы рассказали архитекторы и сооснователи бюро Татьяна Осецкая, Александр Салов и директор по управлению проектом Михаил Николаев.
Расскажите о концепции дизайн-проекта. Какие факторы учитывали в работе?
Татьяна Осецкая: Одним из важных факторов, который может положительно повлиять на имидж производственного предприятия, а следовательно, и на маркетинговые усилия в борьбе за сбыт продукции и конкуренции на рынках капитала и труда являются инвестиции в нематериальные активы. При этом зачастую, когда компании модернизируют существующие производства или инвестируют в новое строительство, этот фактор не учитывается. Таким образом, тактическая задача по минимизации затрат выливается в стратегические потери уже в среднесрочной перспективе.
Александр Салов: Создание нового архитектурного образа цеха на ВТЗ проходило в рамках комплексного обновления производственной линии. Соответственно, нашей задачей как архитекторов была разработка таких архитектурно-дизайнерских решений, которые могли бы не только соответствовать уровню нового производства, но и способствовать созданию современной производственной культуры и имиджа передовой промышленной компании.
Михаил Николаев: Преимуществом нашей работы над объектом был комплексный подход – от концептуальных, изыскательских и проектных решений до разработки технических регламентов, управления и контроля над реализацией архитектурных решений. Наши специалисты принимали непосредственное участие в организации строительно-монтажных работ, поставке материалов и комплектующих, бюджетировании проекта.
А. С.: Архитектурная концепция цеха является визуальным отражением основных особенностей производственного процесса. Торцевой фасад с главным входом в цех выполнен из зеркального композита, что символизирует идеально полированную сталь – основной материал новой линии ТПЦ-2. Въездные порталы напоминают огромные трубы диаметром 8 м. Суперграфика на водонапорной башне и боковых фасадах, протяженность которых более 700 м, подчеркивает масштаб и непрерывность производственного цикла. Для оформления внутреннего пространства цеха использована палитра более чем из 100 цветов, символизирующая переливы на поверхности нержавеющих сплавов на ярком солнце.
Из каких этапов состояла работа над проектом и его реализацией? Что было самым сложным? Какие решения использовались?
М. Н.: Основной проблемой, которую необходимо было решить, стал поиск инженерных и технических решений, которые позволили бы в дальнейшем минимизировать затраты на эксплуатацию объекта. Для отделки, в том числе антикоррозионной защиты, были применены материалы и технологии, которые имеют высокую стойкость к износу и ремонтопригодность.
Первым этапом стала разработка нескольких вариантов концепции на основе сформулированного совместно с заказчиком технического задания. Параллельно проводились обследование объекта, изучение несущей способности конструкций и фасадных панелей, ревизия и дефектовка элементов ограждающих конструкций.
Вторым этапом были разработка рабочей документации, подбор систем антикоррозионной защиты с последующей разработкой технологических регламентов и изготовлением пробных выкрасов на объекте, а также подбор конструктивных и инженерных решений для облицовки фасадов и встроенных блочных сооружений цеха. Третий, самый ответственный этап – это менеджмент проекта с подбором подрядных организаций, управлением строительно-монтажными работами по разработанным проектам и техническим контролем соблюдения регламентов.
А. С.: Торцевой фасад с главным входом стал лицом обновленного цеха. Система вентилируемого фасада из композитных панелей с полированным до зеркального состояния алюминием смонтирована на подсистему, крепящуюся к существующему фасаду, что требовало детального предварительного обследования несущей способности. Входные и въездные группы выполнены по аналогичной системе с применением композитных панелей. Боковые фасады цеха, с одной стороны, являются частью внутризаводского маршрута, с другой – просматриваются с прилегающей общегородской магистрали. Чтобы подчеркнуть масштабность здания, но в то же время избежать монотонности и однообразия, было решено использовать контрастную суперграфику. Комплексные работы по АКЗ стеновых панелей начинались с ремонта межпанельных швов с последующим нанесением грунта и финишного покрытия. В качестве светлого цвета был выбран не белый, а светло-серый оттенок, чтобы со временем фасад не казался пыльным.
Водонапорная башня, расположенная напротив зеркального фасада, является частью общей архитектурно-дизайнерской концепции комплекса с применением суперграфики. Для формирования общего законченного вида со стороны главного входа в 2024 году мы планируем выполнить благоустройство прилегающей к торцевому фасаду территории и уточнить схемы движения грузового транспорта.
Для стеновых панелей выбран не белый, а светло-серый оттенок, чтобы со временем фасад не казался пыльным.
Т. О.: Основной визуальный эффект в интерьере построен на плавном переходе цветов разных оттенков. У каждой стеновой и потолочной панели, согласно разработанной нами колористической схеме, свой цвет. Переход ярких оттенков от красного к фиолетовому подразумевал использование АКЗ с высококачественным лакокрасочным покрытием, не только защищающим от коррозии, но и не теряющим насыщенности цвета со временем.
Несмотря на полное технологическое обновление оборудования и чистое производство, совсем избежать пыли невозможно, она неизбежно будет оседать на конструкциях цеха. Для минимизации видимости мелкой пыли колонны, фермы и балки стали однотонного светло-серого цвета, что не требует постоянной чистки в отличие от темных оттенков.
Трубы энергоносителей, элементы ограждений, движущиеся элементы оборудования и балочного крана, подкрановая балка и прочие по системе стандартов безопасности труда требуют покраски в определенные цвета с маркировками. Для таких элементов были выбраны оттенки в общей стилистике интерьера, но отвечающие всем необходимым нормативам.
В рамках архитектурной концепции разрабатывался также и гостевой маршрут.
Т. О.: Верно. Он начинается с въездной группы на боковом фасаде, проходит через зал совещаний с последующим просмотром всей производственной линии до конца цеха в зону склада готовой продукции и выходом через торцевой фасад. Необходимость подобных гостевых маршрутов обусловлена тем, что многим клиентам, потенциальным сотрудникам и деловым партнерам важно увидеть производство в действии. Но делать это нужно с соблюдением всех норм безопасности для посетителей, а сам маршрут проектировать по наиболее впечатляющим производственным участкам. Лаконичные черные объемы входной и въездной групп внутри облицованы зеркальным композитом, что создает полное переключение между внешней и внутренней средой. На основании схемы обновленной производственной линии мы разработали план напольных покрытий с выделением зон движения транспорта, работников и гостевого маршрута. Основная часть пола вне зон размещения оборудования и путей движения людей и транспорта выполнена с полированием существующего бетона с химическим упрочнением. Зоны вокруг оборудования и движения – из колерованного полимерного покрытия. Предложенный нами вариант финишного покрытия требует значительно меньше затрат на эксплуатацию и позволит поддержать в качественном состоянии долгое время.
Не работая на промышленном предприятии, наверняка сложно понять, как чувствует себя работник, чего ему не хватает. Вы как с этим аспектом работали?
М. Н.: С одной стороны, металлургия – очень трудоемкое производство, с другой – эта отрасль сейчас стремительно развивается и обновляется. Технологии позволяют производству быть современным и инновационным. Нам было крайне важно подчеркнуть архитектурными методами развитие отрасли и, как следствие, возможности развития карьеры в этой области.
Существует множество исследований условий и производительности труда в металлургической отрасли, включающих в себя анализ физических и психологических нагрузок на работников, изучение рабочей среды и ее влияния на здоровье, безопасность и мотивацию сотрудников. Архитектура в данной области может решать целый спектр задач – от построения комфортных условий труда для повышения эффективности производственного процесса до создания имиджа передовой компании для привлечения квалифицированных кадров и инвестиций.
Процесс обновления рабочего пространства неизменно ведет к изменениям привычек работников, преобразованию культуры производства. И далеко не всегда эти изменения встречают одобрение со стороны тех, кого они касаются напрямую.
Т. О.: Изменения в рабочем пространстве действительно могут вызывать сопротивление у сотрудников, так как человеку свойственно придерживаться привычного и знакомого. Однако преобразование рабочей среды может принести множество преимуществ для всех участников процесса.
Проект по обновлению архитектурного облика ТПЦ-2 способствует созданию современной производственной культуры, что может положительно повлиять на имидж предприятия, а также привлечь на работу лучших специалистов с высокой нематериальной мотивацией.
На ваш взгляд, как долго промышленные объекты будут считаться актуальными или они вне времени?
А. С.: Промышленная архитектура – это особая область, которая сочетает в себе функциональность, технологические требования и эстетику. В последние десятилетия промышленная архитектура перестает стремиться к пространственной изоляции от городских объектов, включаясь в общую структуру городов.
На примере ТПЦ-2 мы стремились визуально ориентировать объект в сторону города, сделать городской фасад важной частью цеха. Такая ориентация является не только пространственной, но и имиджевой: мы стремились показать, что Волжский трубный завод – это неотъемлемая часть архитектуры города, а не только огромная производственная площадка, работодатель и налогоплательщик.
С точки зрения визуальных решений мы также ставили перед собой цель архитектурными и инженерно-технологическими методами сделать объект максимально долговечным, не требующим обновления и реставрации на протяжении долгого времени.
Насколько при проектировании географическое расположение промышленного объекта влияет на его внешний облик? Например, на выбор цветовых решений.
М. Н.: Основным фактором, оказывающим влияние на внешний облик промышленного объекта, является контекст. Под контекстом подразумевается его расположение, будь то городская или природная среда. Географическое расположение может иметь влияние на требования при проектировании и выбор инженерных решений.
Выбор цветовых решений может включать адаптацию к климатическим условиям. Современные системы антикоррозионной защиты позволяют автору и заказчику выбирать любые цветовые решения, при этом обеспечивая долговечность и высокие эксплуатационные характеристики объекта. Выбор же конкретных цветовых решений зависит исключительно от поставленной задачи и общего контекста.
Контекст – основной фактор, влияющий на внешний облик промышленного объекта
Вы проектируете совершенно разные по масштабу и назначению объекты. Какими гордитесь особенно?
Т. О.: Разнопрофильность и разномасштабность и есть предмет нашей гордости. Мы занимались очень разными объектами – от частных жилых домов и интерьеров до станций метро и генеральных планов городов. Такой подход позволяет легко переключаться на объекты разного масштаба и дает возможность работать с интересными и разнообразными задачами.
А. С.: Однако независимо от масштаба и назначения объекта, наша главная гордость заключается в том, что мы всегда стараемся создавать и воплощать в жизнь уникальные и инновационные решения, отвечающие потребностям наших клиентов и учитывающие современные тенденции в архитектуре и дизайне. Мы гордимся тем, что наши проекты способны вдохновлять и улучшать жизнь людей, создавая пространства, которые сочетают в себе эстетику, функциональность и технологичность.