Эфир
Неделя
Репортаж
Неделя с ТМК. Выпуск №12 (110)
0:00
/

Юлия Борзенкова: «Художественная резиденция дает возможность работать непосредственно с контекстом, средой и общаться с носителями индустриальной культуры»

Работающие цеха стали локацией для пленэра еще в конце XIX века. С тех пор интерес к производственной жизни со стороны авторов урбанистических полотен не просто не угас, а отразился в необычных произведениях. Для ТМК настоящим откровением стала художественная резиденция «Летопись современного завода», которую воплотили в реальность Челябинский трубопрокатный завод (ЧТПЗ) и Галерея современного искусства Синара Арт. Руководитель институции и куратор коллаборации Юлия Борзенкова во всех красках рассказала о деталях проекта.

- Юлия, расскажите, почему художники начали вдохновляться производственными процессами, и существует ли такой жанр, как урбанистический пейзаж?

- Индустриальный пейзаж – особый художественный язык осмысления глобальных промышленных процессов, отражающий величие человеческого труда. Как направление в искусстве он возник на стыке XIX-XX веков. Развитие науки и техники оказало большое влияние и на авторов, которые открыли новые художественные образы в практических областях знаний, урбанистические и индустриальные мотивы.

- Почему сегодня художники снова обращаются к таким темам, как «производство» и «человек труда»?

- Формат художественной резиденции, действительно, интересен для авторов и институций, ведь он дает возможность работать непосредственно с контекстом, средой и общаться с носителями индустриальной культуры. Тема промышленности не теряет актуальности долгие годы. Еще выпускники Ленинградской академии художеств (с 1926 по 1932 годы), стоявшие у истоков развития индустриального жанра в отечественном искусстве, провозгласили: «Темами картины должны быть такие значительные кристаллизовавшиеся, обусловленные эпохой, явления, которые могли бы дать ей устойчивость во времени, значимость и монументальность форм…». Такие мотивы легли в основу произведений в прошлом, а достижения науки и техники обозначили особый подход к «заводскому» наследию в настоящем. Современные художники — это исследователи, им интересно делать открытия, переосмыслять работы предшественников в современных реалиях.

- Как в эту теорию вписывается проект «Летопись современного завода»?

- Проект «Летопись современного завода», направленный на привлечение внимания к теме индустриального наследия, стартовал при поддержке Галереи Синара Арт и Фонда поддержки и реализации культурных инициатив Синара четыре года назад. С этого времени нам удалось реализовать идею на Северском и Синарском трубных заводах, а в 2024 году проект «прописался» на ЧТПЗ в необычном формате. Основная его идея - создать многогранные образы современной индустриальной культуры и отразить в искусстве человека труда и новые реалии современного металлургического производства.

- Задумка реализовывалась в несколько этапов, расскажите о них.

- Сначала эксперты отбирали состав художников, основываясь на портфолио. По итогам первого этапа для авторов организовали экскурсионный тур на ЧТПЗ, во время которого участники смогли посетить цеха и познакомиться с историей завода. Затем им предложили создать эскизы произведений на индустриальную тему для воплощения. Финальный список победителей формировался экспертами Московского музея современного искусства, Екатеринбургского музея изобразительных искусств и Галереи Синара Арт. Каждый отсмотрел весь объем заявок, сформировал заключение и рекомендации для тех, кто остался в проекте. Так, в состав резиденции вошли пять художников. Среди них - Ирина Вилкина, Кирилл Бородин и Сергей Потеряев (Екатеринбург), а также Анна Сярова (Москва) и Анастасия Иваненкова (Санкт-Петербург). Целый месяц участники резиденции жили и работали в Челябинске, а 15 марта представили произведения на суд первых зрителей – сотрудников предприятия.

- Расскажите о работах-победителях художественной резиденции, почему именно они стали лучшими?

- Итогом проекта стало большое разнообразие работ в разных стилях и техниках исполнения. Сергей Потеряев создал инсталляцию - фразу из металла, цитату Гёте «Наружный блеск рассчитан на мгновенье, а правда переходит в поколенья». Это крылатое выражение отсылает к советским лозунгам и в то же время указывает на то, что индустриальная культура связывает людей, судьбы которых стоят за производственными достижениями. Кирилл Бородин в своих живописных полотнах отразил ритмы и специфику нескольких цехов. Экспрессивные произведения стремятся передать ощущение художника от особой атмосферы каждой производственной площадки. Анна Сярова создала работу «ВОСХОД. 239». Это монументальная живописная композиция на холсте (190х250 см). Живопись создана в современной стилистике, но с отсылкой к периоду авангарда и супрематизма в русском искусстве. Анастасия Иваненкова воплотила произведения в технике шитья, посвятив их истории цеха №9, изготовлявшего детские кроватки и трубы, а также тепличного хозяйства, где раньше выращивали цветы, овощи и фрукты. Ирина Вилкина в своей видеоработе сделала акцент на том, что завод уделяет первостепенное внимание охране окружающей среды и экологической безопасности. Так, например, аудиоряд основан на данных поверхностного стока в оборотных циклах, а также подкреплен полевыми записями, зафиксированными в цехах. 

- Какой вклад внес завод в реализацию

 проекта? Работы останутся у завода, сформируют коллекцию. В чем ее ценность?

- Я очень благодарна художникам, экспертам и всей команде проекта за отклик и работу в резиденции. Но особенно признательна ЧТПЗ. Спасибо предприятию за поддержку инициативы развития индустриального жанра в отечественном искусстве. И да - все произведения останутся у завода, однако уже запланировано их дальнейшее участие в различных выставочных проектах, в том числе и Галереи Синара Арт.

- Будет ли продолжение у проекта на других предприятиях ТМК?

- Благодаря реализации проекта «Летопись современного завода» мы получили позитивный опыт включенности предприятия в культурную повестку, внесли свой вклад в дальнейшее развитие темы индустриального наследия в искусстве и планируем подобные инициативы в регионах присутствия ТМК.

– Для нас, металлургов, металл, огонь, слаженная работа больших агрегатов – повседневная жизнь. Увидеть свою работу в новом ракурсе, глазами художников, людей искусства было очень неожиданно и в то же время приятно. Неожиданно потому, что некоторые авторы рассказали о металлургии в необычном формате, через вышивку, например. А приятно потому, что во всех произведениях главное – восхищение, искренний интерес к нашему миру, миру металлургии. В прошлом году мы с удовольствием рассматривали полотна авторов советского периода из коллекции Галереи Синара Арт на индустриальную тему. Хочется верить, что работы, созданные в ходе арт-резиденции, также через годы смогут рассказать о ЧТПЗ следующим поколениям трубников.

ВЯЧЕСЛАВ БАУЗЕР
начальник трубопрокатного цеха №1 ЧТПЗ

– Моя история работы с заводами долгая, я всегда считал, что производство и искусство идут рука об руку. Начиная от оформления художниками промышленных пространств, заканчивая творчеством инженеров, которые придумывают не только функциональные, но и прогрессивные решения. В этом плане ЧТПЗ дал возможность реализовать задуманное и помогал команде проекта на каждом шаге реализации. Моя работа отсылает к эстетике советского прошлого и работе с текстом. В ней отразилось вдохновение местом, людьми и временем. Честно смотреть в прошлое, чтобы понять будущее. 

СЕРГЕЙ ПОТЕРЯЕВ
художник, участник проекта

– Процесс создания художественного образа – гораздо шире и масштабнее, чем финальная точка в виде готовых к экспонированию работ. И на команде проекта со стороны ЧТПЗ лежала большая ответственность – показать мир трубников не только с парадной, но и с внутренней стороны, чтобы художники увидели усилия, личности людей, суть процессов и их красоту, доступную обычно только заводчанам. Как мне кажется, задуманное удалось. Благодаря взаимной открытости металлургов и художников и появились работы арт-резиденции, не оставляющие зрителей равнодушными. Безусловно, этот проект обогатил предприятие – и в визуальном плане, и в смысловом.

ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВА
начальник управления по связям с общественностью и органами власти ТМК в Челябинске
#ТМК#ЧТПЗ#Синара_Арт