История на «Высоте 239», световые инсталляции в диспетчерской и танцы рядом со станами – ТМК приняла участие во Всероссийском фестивале «Ночь заводов». Площадкой для уникального мероприятия 12 августа стал Челябинский трубопрокатный завод, где состоялся спектакль-променад.
В разработке уникального культурно-индустриального проекта приняли участие специалисты петербургского Александринского театра, а организатором выступил Центр поддержки и развития современного искусства «ЗА АРТ».
На конкурсный отбор заявилось около 90 заводов, но к участию рекомендовали только 18 площадок. Главным критерием для победителей стала включенность предприятий в жизнь региона и готовность к экспериментам.
Всероссийский фестиваль «Ночь заводов» – масштабное мероприятие, объединившее через искусство промышленные площадки страны. Его главная цель – сохранение и актуализация индустриального наследия. Фестиваль стартовал в 2020 году как онлайн-акция, проведенная членами команды Уральской индустриальной биеннале современного искусства и приглашенными экспертами. В августе 2023-го при поддержке Президентского фонда культурных инициатив событие впервые прошло в офлайн-формате.
В итоге жесткую конкуренцию выдержали арт-пространство часового завода «Ракета» (Санкт-Петербург), «ЗапСибНефтехим» (Тобольск), ЧТПЗ (Челябинск) и другие.
«Мы сосредоточили внимание на предприятиях Свердловской, Челябинской, Тюменской, Пермской областях и республике Башкортостан. Все потому, что эта территория имеет отношение к Уральской индустриальной биеннале, которая прокачала заводы с точки зрения создания новых культурных и художественных смыслов. Через кураторскую оптику фестиваля мы постарались докрутить какие-то темы. Был важен и практический эффект, поскольку мы оставили заводам продукт, которым они могут пользоваться в дальнейшем», – отметила главный продюсер фестиваля Мария Туркина.
Главным автором реализованной на ЧТПЗ концепции стала команда «Лаборатории новых медиа» Александринского театра. На предприятии она поставила иммерсивный музыкальный спектакль-променад – сотни метров истории страны, где каждый шаг равен десятилетию. По ходу движения раскрывалась отдельная эпоха, подсвеченная иллюминациями и спецэффектами. Создателем сюжета, закрученного вокруг звучания завода, выступила драматург Алина Шклярская.
Подготовка к представлению началась задолго до старта фестиваля. Команда «Лаборатории» посещала завод. Сильное впечатление на художников произвело многоголосье производства. Ритмичные звуки стана в цехе №1, пульсирующий гул мостовых кранов и звон металлических листов на «Высоте 239».
«Идею аудиоспектакля на ЧТПЗ подсказало само пространство. Посещение металлургического производства подарило множество эмоций. Никто из нас не ожидал услышать полифонию станов, которая поразила воображение. В результате мы вплели в концепцию работы по исследованию звука. Музыка развивалась в течение многих лет. Заметное влияние на нее оказала индустриализация 20–30-х годов. Строительство заводов трансформировало облик городов и отразилось на творчестве композиторов. Рассказывая эту историю, мы привнесли образовательную нотку в наш проект, раскрыв художественный потенциал площадки по-новому», – поделилась руководитель отдела медиаразработок на Новой сцене Александринского театра Анастасия Брюханова.
Отправной точкой театрализованного маршрута стал цех №1, возле которого гостям фестиваля предложили насладиться мерным стуком пилигримового стана через гид-систему. Голос многотонного агрегата погрузил в атмосферу загадочности.
Главное действо состоялось в цехе «Высоте 239» – площадке, которая по праву считается одним из центров промышленного туризма на Урале, где обычно рассказывают о прорывных технологиях и автоматизации производства.
На этот раз зрители услышали аудиоспектакль, ставший экскурсом в историю музыки – от первобытного стука до композиций Александра Мосолова «Музыка машин» и Арсения Авраамова «Симфония гудков». Произведения известных авторов отразили эпоху индустриализации, которая породила новое направление в искусстве. Речь о русском авангарде – то, чем Россия известна во всем мире.
Чтобы поддержать тему, применили необычные световые решения – неоновые мигающие полосы и яркие квадраты, отдаленно напоминающие беспредметную живопись Кандинского, Родченко и Малевича. Круг, овал и черта... И, конечно, странные миниатюры перформеров, больше похожие на сбивчивые толчки и пробежки. Как будто это вовсе не танцоры, а части какого-то большого механизма, который в движение приводит неведомая сила. И все это по нарастающей!
Погружение в историю музыки происходило поэтапно. В начале маршрута перформеры почти не отличались от рабочих, а свет и звук присутствовали фоном. Но к концу променада художественная составляющая заявила о себе в полный голос. В данной точке зрители наблюдали за танцами артистов с высоты галереи цеха, будто она превратилась в театральный балкон. С этого момента визуальные эффекты стали броскими: яркие линии расчертили фермы, а иллюминация заключила диспетчерскую в светящийся куб.
К финалу спектакля мир вымышленный и реальный переплелись окончательно. И вот уже перформеры пробегают мимо зрителей, почти сталкиваясь с ними. Встроенная в экскурсию драматургия отобразила социальные изменения, ворвавшиеся в привычную жизнь с индустриализацией.
«Я увидел афишу «Ночи заводов» в Интернете и сразу же записался на экскурсию. Симбиоз творчества и производства завораживает. Это креативный проект, который заставляет задуматься о жизни. Оказаться в эпицентре такого современного цеха, как «Высота 239», рекомендую каждому!» – поделился впечатлениями житель Челябинска Сергей Кокорин.
Завершился маршрут рассказом о современных музыкальных течениях, а затем гостям предложили снять гид-системы и прислушаться к голосам производства. Здесь многим показалось, что действующий все это время цех – гигантский инструмент, где станы пошаговой формовки отбивают ритм, рольганги дополняют его металлическим звоном, а сварочные агрегаты – футуристическим треском.
Финальной точкой аудиоспектакля стала интерактивная программа, во время которой участники стали дирижерами, нажимая на кнопки гигантской инсталляции. Урок по созданию «индустриальной музыки» им преподал саунд-художник проекта Антон Шанихин.
«ТМК сегодня объединяет крупные производственные, сервисные и исследовательские площадки в разных регионах России. Компания – постоянный партнер Уральской индустриальной биеннале современного искусства, из мероприятий которой и вырос фестиваль «Ночь заводов». Во все времена человек труда вдохновлял творцов. Для нас взаимодействие с людьми искусства – возможность рассказать о сложном технологическом мире через яркие и эмоциональные образы».