Многие считают, что промышленная архитектура далека от эстетики. Но если обратиться к сооружениям индустриальных эпох или современным предприятиям, то можно подметить их особую красоту. YourTube вместе с архитектором, редактором многочисленных книг по истории архитектуры Эдуардом Кубенским совершил путешествие во времени, чтобы рассказать о самых заметных решениях.
Промышленная архитектура – это совокупность материальной и эстетической среды в сфере материального производства, включающей рациональное размещение промышленных предприятий в городе, архитектурно-планировочную организацию и застройку промышленных предприятий и их комплексов. Это понятие сложилось достаточно давно и всегда имело практическое значение. Во второй половине XX века в Свердловске основали Свердловский архитектурный институт (ныне УрГАХУ в Екатеринбурге), который формировался как филиал Московского архитектурного института (МАРХИ), где должны были готовить промышленных архитекторов. Уральский город неслучайно стал кузницей соответствующих кадров, ведь к этому периоду за регионом закрепилось звание индустриальной столицы. Мы подробно остановимся на основных явлениях промышленной архитектуры Урала и рассмотрим ее лучшие образцы.
Индустриальная архитектура в том виде, в котором она предстает сегодня, не всегда была такой. Столетиями менялись подходы, технологии и материалы. 300 лет назад в Российской империи возникли первые промышленные предприятия. Этот период можно назвать первой индустриализацией, тогда еще абсолютно аграрной страны. Данный процесс продолжался до начала XX века. В это время в проектировочных решениях эстетика преобладала над функцией, что делало фасады предприятий в чем-то схожими с жилыми домами, а позже с садовыми павильонами в стиле того времени, когда они возводились. Внешний облик объектов создавался, опираясь на традиционный архитектурный ордер, известный еще со времен Древней Греции и зачастую на вкусовые предпочтения первых горнозаводчиков. Речь о краснокирпичных постройках, фасады которых не были лишены элементов украшательства.
Яркие образцы заводской архитектуры – предприятия Демидовых на Урале, железоделательный завод Турчаниновых-Соломирских в Верхней Сысерти, кричная фабрика, расположенная на территории Северского трубного завода ТМК в Полевском. Сегодня последние представляют собой культурные институции: первый – арт-кластер, а второй – музейный комплекс «Северская домна». Все эти объекты стали памятниками горнозаводской цивилизации.
Горнозаводская цивилизация – уникальный феномен России, в первую очередь – Урала, ведь ее основу составляли города-заводы. Это территориальные единицы, где сначала строили предприятие, вокруг которого вырастало поселение. Понятно, что производство определяло облик всех сооружений. К примеру, так появился Миасс, а еще – Касли, Златоуст, Куса и другие города. Нередко их отличительной особенностью становились огромные плотины, которые помогали приводить в действие гигантские механизмы. Некоторые водные ограждения сохранились до наших дней. Деревянные балки и «дикие» камни можно увидеть в поселках Висим и Мариинск. Наряду с мостами, эти объекты также можно внести в список промышленной архитектуры.
Индустриализация продолжается и в XX веке, но уже под флагом Страны Советов. В духе новой идеологии архитекторы проектируют поселения, которые должны были превратиться в идеальные социалистические города, или соцгорода.
Как пример – строительство рабочего поселка Уралмаш при машиностроительном заводе (ныне – один из районов Екатеринбурга). Населенный пункт возводился по принципам коммунальной общины с разветвленной социальной инфраструктурой, куда относились фабрика-кухня, дворец культуры, баня и парк. От заводской проходной лучами расходились три пешеходные артерии, одну из которых украсила водонапорная башня, известная в наши дни как Белая башня. Объект проектировал архитектор Моисей Рейшер, а конструкции производил один из пионеров железобетона в стране Сергей Прохоров. Сегодня башня стала символом индустриального наследия Урала, местом паломничества для всех любителей конструктивизма.
Архитектура первых пятилеток еще поражает своими формами. На Урале в большинстве своем ее создают бывшие выпускники Императорских академий художеств и Петербургского института гражданских инженеров. Авторы старой закалки, которые в какой-то степени были «рабами» эстетики, пытались реализовать в новых формах и реалиях собственные представления о прекрасном. Со сменой поколений прагматизма в работах проектировщиков стало больше, и функция окончательно одержала верх над эстетикой.
В промышленной архитектуре XX века огромную роль сыграл советский Леонардо да Винчи – инженер-конструктор Владимир Шухов. Его авторские технологии – сетчатые оболочки и гиперболоидные конструкции – сделали индустриальные решения легкими, воздушными и причудливыми. Среди известных объектов мастера – Шуховская башня на Шаболовке высотой 160 м, пролеты крыши, венчающие Верхние торговые ряды (ныне – Главный универсальный магазин), и стеклянный козырек Киевского вокзала в Москве. Изобретения, запатентованные автором, применялись при строительстве более чем тысячи объектов, включая элеваторы, канатные дороги и мосты. С именем Шухова навсегда связаны крупные промышленные объекты первых пятилеток, в том числе Магнитка, Челябинский тракторный завод.
Последний интересен тем, что к его строительству прямое отношение имели американский промышленник Генри Форд и главный архитектор его автомобильных заводов Альберт Кан. Первый прославился как создатель поточно-конвейерной системы, а второй снискал мировую известность, превратив проектирование промышленных объектов в индустриальное производство. Благодаря стандартизации каждого элемента завод собирался как конструктор. Появление технологии ускоренного строительства повлияло на архитектуру, в которой начали применять большепролетные панели, фермы и колонны. Зарубежные специалисты имели богатый опыт проектирования промышленных зданий и переносили его на советскую почву. В какой-то момент иностранным специалистам закрыли доступ к проектам, которые со временем стали секретными.
Огромное влияние на индустриализацию оказала Великая Отечественная война, в первые годы которой на Урал, в Западную и Восточную Сибирь эвакуировали по разным оценкам около 3000 промышленных предприятий. Великое переселение промышленности заслуживает отдельного разговора, ведь в это время основной целью был запуск оборудования на новом месте, а потом уже строительство цехов. Конечно, ни о какой эстетике речи не шло: главное – обеспечить заводчанам, работающим под открытым небом, хоть какие-то условия для выпуска продукции.
Первоочередная задача после войны – форсированная индустриализация: необходимо было восстанавливать разрушенные заводы, инфраструктуру и возводить дома, удовлетворяя возросшую потребность населения в жилых квадратных метрах. В это время промышленная архитектура стала наиболее прагматичной. Через девять лет после Победы в Великой Отечественной войне началась борьба с украшательствами в гражданском строительстве, которая заставила пересмотреть проектировочные решения во всех направлениях зодчества. В конце 1950-х сначала в подмосковных Черемушках, а затем и по всей России, появляются первые крупнопанельные дома, так называемые «хрущевки». Жилые объекты, лишенные портиков, эркеров, пластичных декоров, обрели черты промышленных зданий.
Промышленная архитектура тоже пришла к утилитарным решениям: одноэтажные производственные объекты превратились в однотипные строения, облицованные сэндвич-панелями, с зенитными фонарями на крыше. Роль строительных доминант играли административно-бытовые корпуса (АБК), которые все еще тяготели к эстетизации. Как правило, АБК проектировали из расчета, что люди будут здесь принимать душ после трудового дня, заниматься бумажной работой и встречаться на собраниях. Довольно часто эти здания делали сквозными, соединяя с заводской проходной и с выходом на площадь или в сквер.
Заводская архитектура и в наши дни остается малоизученным жанром. В последние годы ее ценность пытаются переосмыслить. Большую роль в этом процессе играет такое понятие, как «промышленный туризм». Существует масса заводов, в которых экскурсионные маршруты гармонично соседствуют с производственным процессом. Так, к известным объектам индустриального туризма можно отнести трубоэлектросварочный цех «Высота 239» предприятия «ТМК Трубопроводные решения», сталеплавильное производство «Железный Озон 32» Первоуральского новотрубного завода и участок отделки труб из нержавеющей стали Волжского трубного завода. Они уже стали местом притяжения для многочисленных туристов и служат прямым доказательством тому, что функция и эстетика могут идти рука об руку.
Если говорить о заделе на будущее, который дает индустриальная архитектура, то она будет решать еще более важные задачи. Когда-нибудь технологии достигнут такого уровня развития, что, возможно, предприятия будут строиться без участия человека, искусственным разумом. Люди, наверное, перенесут заводы на другие планеты. Обладая такими преимуществами, как быстровозводимость и унификация, человечество легко преодолеет гравитацию и освоит новое жизненное пространство.
В перспективе предприятия будут строиться без участия человека с применением искусственного интеллекта.