Эфир
Неделя
Репортаж
Неделя с ТМК. Выпуск №18 (116)
0:00
/

Лариса Токмакова: «В таганрогской истории семьи Чеховых рано ставить точку, мы еще долго будем открывать в ней новые страницы»

В Таганроге, на родине писателя Антона Павловича Чехова, открылось еще одно культовое место, связанное с жизнью и творчеством великого классика. ТМК приняла непосредственное участие в появлении необычной экспозиции. О новой точке притяжения на культурной карте города рассказала заместитель директора Таганрогского государственного литературного и историко-архитектурного музея-заповедника Лариса Токмакова.

– Лариса Арнольдовна, известный факт, что первым этапом создания дома-музея на улице Розы Люксембург стала покупка объекта у собственников. Расскажите, как это происходило.

– Судьба этого дома была непростой. Когда-то давно его отдали под обычные квартиры, в которых продолжительный период проживали горожане. В 2010 году, к 150-летию со дня рождения А. П. Чехова, объект решили выкупить у собственников. Чтобы добиться этой цели, администрация города обратилась к ТМК, при финансовой поддержке которой дом расселили с учетом всех пожеланий жильцов. Только через три года после этого события дом смогли включить в состав музея-заповедника.

– Сколько лет прожил А. П. Чехов здесь, и какую роль дом сыграл в литературной судьбе писателя?

– Значение этого дома чеховеды России и Таганрога понимали всегда. В этих стенах родился литературный талант писателя, а сам он сделал первые шаги на пути к мировому признанию. В этом доме Антоша Чехонте (первый литературный псевдоним А. П. Чехова) прожил около пяти лет: два года – с родителями и еще три – самостоятельно.

– В каком году семья переехала и почему?

– В доме на Конторской улице (нынешнее название – Розы Люксембург) семья поселилась осенью 1874 года. Со временем Чеховы покинули Таганрог, один за другим переселяясь в столицу. Первыми в Москву уехали братья будущего писателя Александр и Николай. В 1876 году их примеру последовал глава семейства Павел Егорович, спасаясь от долговой тюрьмы. Затем к ним перебралась супруга Евгения Яковлевна с младшими детьми – Мишей и Машей. Через несколько месяцев к родителям отправился Иван Чехов. Так 16-летний Антон остался в Таганроге совсем один. Только через три года подросток, наконец, воссоединился с родными.

– Взросление – сложный период в жизни каждого человека. Как юный Антон жил эти три года вдали от близких?

– Антону приходилось непросто: он продавал домашнюю утварь и с разрешения гимназического начальства давал частные уроки. По некоторым данным у него было три ученика. Подросток совмещал учебу с работой ради себя и родителей, которые ждали от него помощи. Даже находясь на расстоянии, мать и отец наставляли Антона на путь нравственного совершенствования. «Читай нравственные книги», – писали они в письмах. В этот период Чеховы-старшие полагались на духовную поддержку сына со стороны отца Василия Бандакова, который долгие годы был духовным наставником всего семейства. Помимо учебы и репетиторства, Антон вел жизнь обычного молодого человека того времени. Он наслаждался свободой: посещал театр, стал читателем библиотеки, бывал на концертах заезжих знаменитостей, гулял в городском саду и влюблялся...

– Почему же Антон Чехов остался в Таганроге, а не переехал с семьей сразу?

– У него была цель – окончить гимназию, получить аттестат зрелости, который давал право поступить в университет без экзаменов. Ярким впечатлением в эти годы для будущего писателя стали поездки во время гимназических каникул. Так, летом 1877 года по приглашению одного из своих учеников – Пети Кравцова – он отправляется в загородное имение, расположенное в донецкой степи. Юноша впервые ощущает ее волшебную красоту и размах. Яркие впечатления о тех днях лягут в основу его повести «Степь», о которой он напишет: «Она мой шедевр, лучше сделать не умею».

– Расскажите подробнее о литературных пробах будущего писателя в стенах этого дома.

– Как раз об этом мы рассказываем посетителям экспозиции. Антон уже знает, что уедет в Москву – мечтает, готовится, ждет аттестат. В нем накапливается много образов и идей для сюжетов, которые он отражает в своей первой пьесе «Безотцовщина». Именно это произведение стало кладовой тем, которые писатель будет разрабатывать на протяжении всего своего творчества.

– Расскажите о концепции экспозиции.

– После покупки значительно обветшавший, многократно перестроенный дом нуждался в реставрации. Замысел будущей музейной выставки рождался параллельно с этой большой и сложной работой. Мы назвали экспозицию «Дом П. Е. Чехова». Задумывая первый музей сценарного типа в Ростовской области, мы шли на определенный риск. Как воспримут идею посетители? Предстояло осмыслить пространство небольшого по размерам дома не только с помощью подлинных предметов, но и спецэффектов – звука, света и видеопроекций. Хотелось погрузить посетителей в атмосферу того времени, сделать их невольными соучастниками и свидетелями происходящих событий.

К слову, во время экскурсионного сеанса слышны голоса Чеховых. В озвучении сценария приняли участие 15 актеров из Москвы и Санкт-Петербурга. Именно в их исполнении оживают семейная переписка, газетные объявления и воспоминания современников.

– Как подбирались экспонаты для музея?

– Несмотря на широкое использование мультимедийных технологий, пространство дома остается музейным. Ни одной случайной вещи в экспозиции нет. Здесь можно увидеть часы, принадлежавшие Федору Покровскому, детскую посуду, которой Маша Чехова играла со своей подругой Липочкой Агали. На стенах – картины родных будущего писателя – брата Николая и племянника Сергея. Внимание посетителей привлечет и учебник алгебры, который Антон носил в гимназическом ранце.

– Музей вышел необычным, в чем особенность его посещения?

– Размеры дома так малы, что комфортно разместиться во время посещения здесь могут не более 10 человек. Поэтому решено было пойти по пути организации экскурсионных сеансов продолжительностью 40 минут. Они проходят без традиционного участия экскурсовода. Это помогает полностью погрузиться в атмосферу, почувствовать всю трагедию произошедших здесь событий. Научный сотрудник, который сопровождает группу, всегда готов ответить на вопросы посетителей после окончания осмотра. Все, что нужно гостям, – это внимательно смотреть и слушать.

– Как отнеслось экспертное сообщество к новому музейному пространству?

– В начале пути преображения ветхого объекта никто из нас не знал, что в итоге получится. Каждая музейная экспозиция – произведение искусства. В ее создании принимает участие множество людей. В марте 2019 года мы представили концепцию будущей экспозиции на суд коллег – членов Чеховской комиссии Совета по истории мировой культуры РАН, литературоведов. Также на встрече присутствовали руководители чеховских музеев и библиотек из Москвы, Ялты, Сахалина, Ярославля, Баденвейлера (Германия) и, конечно, самого Таганрога. Они положительно отозвались о нашей работе. Рассказ на языке музейных предметов, выстроенный по законам драматургии, никого не оставляет равнодушным. Кстати, в таганрогской истории семьи Чеховых рано ставить точку, мы еще долго будем открывать в ней новые страницы.


ЭКСПОЗИЦИОННАЯ ШКОЛА В ТАГАНРОГЕ НАЧАЛА ФОРМИРОВАТЬСЯ БОЛЕЕ 125 ЛЕТ НАЗАД. КАЖДЫЙ НОВЫЙ КУЛЬТУРНЫЙ ОБЪЕКТ – ВДОХНОВЕННЫЙ, МНОГОЛЕТНИЙ ТРУД НАШИХ КОЛЛЕГ, ПОЭТОМУ МУЗЕИ ТАГАНРОГА ПОЛЬЗУЮТСЯ БОЛЬШИМ ИНТЕРЕСОМ У ЖИТЕЛЕЙ И МНОГОЧИСЛЕННЫХ ГОСТЕЙ ГОРОДА

#Таганрог#ТМК#интервью#музей