К 350-летию со дня рождения реформатора Петра Великого в музейном комплексе «Северская домна» Северского трубного завода преобразилась экспозиция об истории уральской металлургии, основу которой составили четыре картины художника Александра Ремезова.
Все картины комментирует автор.
«Северская домна»
«Это произведение стало для меня не только самым большим, написанным для экспозиции музейного комплекса «Северская домна», но и самым дорогим сердцу, потому что, работая над ним, я понимал, что изображаю настоящий уральский завод XIX века. За основу была взята старая фотография Северского завода. Для меня было удивлением узнать, что сделал ее владелец предприятия. Черно-белое фото совсем не передавало энергетики завода как беспрерывно работающего механизма. Мне хотелось взлететь над заводом, выбрать другой ракурс. Богатое воображение помогло мне это сделать. В этой картине много акцентов и деталей, по ней можно рассказывать о производственной жизни предприятия. Я очень рад, что эта работа уже нашла отклик у зрителя и что она стала акцентом обновленной экспозиции музея».
Процесс зарождения металлургии на Урале неразрывно связан с именем императора Петра I. Его поистине можно назвать основателем горнозаводской державы, целого феномена, который возник в уральских горах и которого не было больше нигде в мире.
Горнозаводская цивилизация начала зарождаться в конце ХVII века с появлением первых горных заводов Невьянского и Каменского, когда Россия особенно нуждалась в металле и пушках. В XVIII – первой половине XIX века на Урале было построено более 250 заводов.
Член правления Свердловского регионального отделения Союза художников России. В 2003 году окончил Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина при Российской академии художеств. На его счету – более 20 персональных и совместных выставок в России и за рубежом.
Сегодня творческая деятельность автора связана в первую очередь с исторической тематикой. С 2018 по 2020 год была создана серия работ «Железные караваны», посвященная уральским горным заводам XVIII–XIX веков. Произведения стали частью постоянной экспозиции МК «Северская домна». Работы художника находятся в музейных собраниях Екатеринбурга и Свердловской области, а также в частных коллекциях в России и за рубежом.
Северский трубный завод, который в этом году отметил свое 283-летие, является наследником великих петровских преобразований и поэтому не остался в стороне от знаменательной юбилейной даты.
У горнозаводской цивилизации, как и у любой цивилизации, есть свои признаки. Писатель Алексей Иванов в одноименном труде попытался идентифицировать этот уникальный феномен, определив его главный элемент – горный завод – как нерасторжимую общность поселения и предприятия.
Старые заводы Урала все похожи, они расположены рядом с прудами, вдоль водных каналов. Все они работали на энергии падающей воды, которая вращала большие деревянные колеса, которые, в свою очередь, приводили в движение огромные механизмы: молоты, воздуходувные меха.
У каждого завода были свои рудники, с которых поставлялись материалы, необходимые для производства, а также лесные угодья, где заготавливали древесный уголь. Производственные циклы заводов требовали более совершенной инфраструктуры, поэтому развитие городов-заводов порождало развитие сети дорог и водных маршрутов по рекам.
Работы Александра Ремезова рассказывают об основных этапах производственного процесса металлургического завода – от добычи руды до появления готового изделия. Они все объединены одной сюжетной линией, мы видим своеобразный путь рождения металла.
Все художественные произведения внушительных размеров. Самая большая картина, рассказывающая о Северском заводе ХIХ века, стала главным акцентом новой экспозиции, которая откроется в июле этого года к профессиональному празднику металлургов.
«Горновые»
«Создание этой работы для меня было особенным процессом, потому что в ней изображена доменная печь. Я много раз видел старую домну Северского завода и пытался представить, как она работала, какой цвет был у раскаленного чугуна и какими отблесками он ложился на окружающее пространство. При работе над картиной мне очень помогло посещение современного производства на заводе, где я увидел красоту горячего металла. Экскурсия по цехам произвела на меня неизгладимое впечатление, мне сразу стало понятно, какой должна быть цветовая палитра, чтобы изобразить горячий чугун».
«Кричники»
«Старые уральские заводы часто художники изображали, рисуя кричную или листобойную фабрику. Достаточно вспомнить в этом контексте знаменитого живописца Павла Худоярова. Написание кричного цеха я воспринял как ответственную миссию. Сложность заключалось в том, что кричный цех – это длинное вытянутое здание, а мне предстояло сделать вертикальную работу, которая должна была вписаться в новую экспозицию музея. Я сделал семь эскизов, из которых потом родился финальный вариант, который и лег в основу большого полотна. Мне кажется, картина получилась живой, в ней удалось создать необходимые ритмы молотов».
«Рудознатцы»
«Эта картина стала первой из своеобразного цикла, который можно назвать «Начало уральской металлургии». Передо мной стояла задача посредством художественного образа передать сюжетную линию о первопроходцах – рудознатцах, благодаря которым были найдены богатейшие месторождения руд на Урале. Я давно хотел написать картину на эту тему и поэтому был очень рад поступившему предложению. Над композицией я работал несколько месяцев, сложно было «выстроить» людей, выбрать время года, найти особенные детали, которые должны были отражать нелегкий труд этих самоотверженных людей».
«Создание музейной экспозиции, в которой акцентом становится академическая живопись, – это смелое и нечастое решение в музейном проектировании сегодняшнего дня. Цифровизация музеев иногда сопровождается заменой артефакта его цифровой копией. Вместе с тем цифровые технологии уместно выглядят тогда, когда они дополняют предмет, а не заменяют его.
Живопись говорит со зрителем на языке художественных образов. Этот язык формирует у человека особенное впечатление от увиденного. Убеждена, что эти картины до каждого посетителя донесут энергетику процесса зарождения металлургии на Урале. В будущем мы планируем их «оживить» c помощью технологии дополненной реальности».