На предприятиях ТМК театральный сезон, посвященный 20-летию, стартовал в середине мая. За полгода труппа мультимедийного шоу «Производство как искусство» объехала шесть заводов — СинТЗ, СТЗ, ТАГМЕТ, ВТЗ, ПНТЗ и ЧТПЗ. Позади у артистов более 5000 километров, десятки постановок и теплый прием зрителей. О необычной задумке и ее воплощении режиссер Василий Бархатов рассказал в интервью proТМК. Мы специально убрали вопросы, чтобы оставить только эмоции автора первого в России заводского спектакля.
В первую очередь я режиссер. Ставлю оперные спектакли в России и Европе. Это то, чему меня учили (если этому вообще можно научить), к чему я шел и продолжаю идти. Остальное — такие попытки разговаривать на других языках, пробовать соседние дисциплины. Например, был в моей практике актерский опыт. Я играл в комедийном фильме «Пока ночь не разлучит» Бориса Хлебникова и в картине «Дядя Саша» Александра Гордона. Оба — известные и почитаемые люди в мире кино.
Это не первая работа, которую мы сделали вместе с ТМК. Несколько лет назад у нас был арт-проект, в котором было много академической музыки. По всему миру мы собирали штучные духовые инструменты низких регистров, чтобы создать необычный перформанс. А этой весной возникла идея придумать спектакль, который можно приурочить к юбилею компании. Интересно, что он играется не в условиях театра или концертного зала, а выходит за привычные границы, попадая на производственные площадки — в чужую, но страшно интересную среду, где приобретает новые краски. В этом и была основная затея, которая двигала мной и командой. Отталкиваясь от концепции, мы вживили в спектакль много вещей, включая трансформирующуюся сцену, современный свет и звук.
Приступая к постановке, ты всегда вместе со страхом ощущаешь невероятный азарт первооткрывателя. Понятно, что мировой театр в разной степени пробовал себя в пространстве фабрик и заводов. Мы не являемся здесь первопроходцами. Но то, что мы смогли сделать первые гастроли в России по действующим производствам, — безусловно, новаторство. И здорово, что руководство ТМК пошло на такой интересный и неожиданный шаг, позволив превратить цеха в культурную площадку. Между нами произошел творческий обмен: с одной стороны, предприятия впустили театр, а с другой — мир искусства вобрал в себя множество урбанистических тем.
Идея постановки — преемственность поколений. На сцене ее раскрывают два героя — дедушка и внук. Первый — заслуженный опытный московский актер, а второй — начинающий. Концепция закручена вокруг мифа, который наша команда создала и заставила жить наряду со всем известным вам фольклором. Сложно придумать свою историю в современном мире, переполненном самыми разнообразными сказаниями. Отправной точкой стала 20-летняя история ТМК. Она напоминает отдельную цивилизацию со своими устоями и экосистемой, людьми и характерами. Как известно, у любой цивилизации есть мифы — те произведения, которые передаются от отца к сыну. Они создаются, чтобы транслировать ценности сквозь годы. Мы подумали, что у ТМК тоже должна быть легенда. Это и легло в основу сюжета. Кроме этого, хотелось поработать с местным контекстом. Так появились главы с региональными сказками — мифы, основанные на реальных событиях.
Мне удалось побывать на премьерном показе на СинТЗ. Сама площадка поразила современным оборудованием и ухоженностью. Отдельного слова заслуживает продуманное расписание, включая обеды сотрудников. Такой священный порядок вызывает уважение, так как демонстрирует, что весь организм работает как часы. Мало того: здесь каждая функция продумана до мелочей.
Занимаясь воплощением идеи, я переживал, что люди могут заскучать от повествования, вложенного в уста одного героя. Понятно, что в спектакле присутствуют элементы, чтобы этого не произошло. Огромное количество визуальных эффектов, хореография для балета — все это помогает двигать сюжет. К слову, в спектакле присутствуют самые передовые технологии, которые существуют в нашей индустрии. Совершенно потрясающие художники создали видеоконтент, который визуализирует и оживляет мифологию. Были и опасения, что зрители воспримут постановку как детскую сказку. Но наш спектакль только с виду похож на нехитрую историю, на самом деле в нем поднимаются сложные общечеловеческие темы. И конечно, не хотелось, чтобы эту работу считали самоутверждением художника. Все усилия были направлены на то, чтобы зрители почувствовали себя создателями мира и материальной культуры. Меня радует, что наш спектакль был понят и, что называется, зашел.
Действительно, все, что нас окружает, сделано и произведено человеком труда. Когда ты это понимаешь, то проникаешься особым уважением к металлургам. Мы хотели предъявить эту мысль людям и пустились в большое путешествие. Изначально никто не рассчитывал на столь долгое турне. Но в итоге наш маршрут пролег через шесть предприятий, а спектакль был встречен с большим теплом и вниманием.
Что будет дальше? Подождем от судьбы намеков. Возможно, будет принято решение и наше турне продолжится или мы поставим новую историю для демонстрации на площадках ТМК. Пока не знаю, но буду рад подумать в этом направлении. Сейчас же мы подводим черту под масштабной работой и хотим отметить, что не только сделали праздник для зрителей, но и изменили свое представление о металлургии. Со стороны кажется, что предприятия работают по одной схеме годами, а когда оказываешься внутри всех процессов, то понимаешь, что это высокотехнологичные производства, где, как и в искусстве, всегда есть место открытиям.