Эфир
Неделя
Репортаж
Неделя с ТМК. Выпуск №45 (143)
0:00
/
Устойчивое развитие
Культура на производстве
16.12.2021
Сегодня крайне трудно найти крупную компанию, которая бы не поддерживала сторонние и не организовывала собственные культурные программы. Рассказываем, зачем это нужно корпорациям и что в этой сфере делают металлурги ТМК.

Сегодня крайне трудно найти крупную компанию, которая бы не поддерживала сторонние и не организовывала собственные культурные программы: как на предприятиях или в офисах, так и в регионах базирования. proTMK выяснила, зачем это нужно корпорациям, какие цели они преследуют, а также что в этой сфере делают металлурги ТМК.

Не стоит рассматривать вклад компаний в культурную жизнь регионов и страны как нечто обособленное. Практику проведения мероприятий, посвященных различным видам искусства, сегодня можно считать частью ESG-ориентированного бизнеса. Напомним, что буква S в этой аббревиатуре расшифровывается как social justice — социальная справедливость, что предполагает вклад корпораций во взаимодействие с социумом, в том числе в развитие культурной жизни регионов присутствия.

Если окунуться в историю, вернувшись во времена СССР, то можно увидеть, что локомотивом культурной, спортивной и социальной жизни любых городов, особенно небольших, чаще всего выступали различные производственные предприятия. Это можно объяснить тем, что многие заводы даже в довольно крупных поселениях становились градообразующими, и их спайка была очень крепкой. Таких заводов были сотни — после гражданской войны огромная страна стремительно индустриализировалась, цвет молодежи поднимал промышленность в самых разных ее уголках. При этом руководство заводов понимало, что планы по производству можно выполнять только сплоченным и правильно настроенным коллективом — пусть тогда не было понятия «корпоративный дух». Культурно-нравственному просвещению уделялось большое внимание: на заводах организовывали библиотеки как средоточие интеллектуального обогащения, проводились различные конкурсы самодеятельности и творческие вечера. Со временем культурная жизнь естественным образом перетекала за пределы заводов, вовлекая местных жителей. Работники, как правило, жили неподалеку от предприятия и выступали инициативным ядром своего района, проводя городские праздники, где собиралось и руководство заводов, и администрация, и жители.

Такая политика была естественной, но концептуально неосознанной. Как осмысленное течение культурно-общественная деятельность сформировалась лишь ближе к 70-м годам XX века в США и стала частью философии социально ответственного бизнеса. Позже она окончательно оформилась в ESG-принципы.

Культуру — каждому региону

Сегодня каждая более или менее крупная компания любой страны мира, в том числе и России, имеет свою социальную программу. Она — часть корпоративной культуры и одна из ценностей, которую декларируют корпорации. Отчасти это можно считать прагматизмом, поскольку любая общественно одобряемая инициатива положительно влияет на репутацию и повышает узнаваемость. С другой стороны, это симбиотические отношения, в которых выигрывают обе стороны: регион получает финансовую поддержку, а компания — лояльное население и потенциальный кадровый резерв со схожими ценностями.

Почему же большое внимание компании уделяют именно культурным проектам? У всех свои причины: для одних это необходимая данность, как филиала международной организации, для других — эволюционный процесс развития, для третьих — условие поддержки регионов присутствия. Кроме того, в городах существенно возрос творческий потенциал, а культурные учреждения и отдельные люди искусства стали искать возможности реализации, часто находя их именно в бизнесе. Так или иначе, культурные проекты сегодня имеют практически все компании, причем как государственного, так и регионального масштаба.

Например, «Ингосстрах» поддерживает Большой театр, выступая генеральным спонсором. Сбербанк несколько лет назад на свой юбилей организовал бесплатное посещение 18 музеев в 17 городах России, при этом финансовый гигант регулярно выступает партнером специальных выставок в картинных галереях и других культурных учреждениях. Однако лидерами в этой сфере все равно можно считать металлургов, которые не только участвуют в крупных проектах, но и, главное, стремятся развивать региональное искусство. Причем слово «региональное» не должно запутать — несмотря на кажущуюся местечковость, масштаб этих проектов огромен. «РУСАЛ ФестивAL» алюминиевого вендора охватывает практически все города присутствия компании, а это, между прочим, Сибирь, Урал, Поволжье и Северо-Запад. Идея фестиваля — в расширении творческого кругозора жителей регионов: к ним в города приезжают известные деятели искусств, проходят показы последних киноновинок, на сценах скромных ДК выступают студенты и выпускники Школы-студии МХАТ.

Не менее масштабен проект «Северстали» — «Музеи Русского Севера». В программе могут участвовать культурные учреждения 12 регионов страны. Лучшие проекты получают гранты от компании, кроме того, лучшие сотрудники музеев могут повысить профессиональное мастерство, а также поучаствовать в профильной конференции.

Нельзя не упомянуть выдающийся фестиваль городской культуры «Арт-Овраг», который проводит ОМК в Выксе Нижегородской области. В уникальном проекте участвуют художники со всего мира, при этом «Арт-Овраг» поспособствовал развитию моногородов — на основе работ участников фестиваля была создана специальная методичка, которой уже воспользовались для преобразования более чем 300 моногородов России.

ТМК расширяет границы

ТМК, как один из лидеров металлургической отрасли, держит высокую планку и в культурном просвещении регионов, проводя как единичные проекты, так и всеобъемлющие программы. Причем заводы успевают работать на два фронта: на общекорпоративные мероприятия и свои собственные задумки.

Например, благодаря Орскому машиностроительному заводу в городе появился мурал — огромная картина-граффити на стене здания. К юбилею ТМК его подготовил Александр Галешников, профессиональный художник из Екатеринбурга.

— На моем эскизе маленькие человечки прикручивают стебли травы, — рассказал Галешников. — Своей работой я хотел сказать, что труд заводчан порой остается незамеченным, но он важен и зачастую формирует окружающее пространство. Так же, как и те крохотные травинки создают целое поле.

Кстати, подобные арт-объекты можно найти еще в шести городах присутствия ТМК.

На СинТЗ культурные проекты так же привычны, как обеденный перерыв. За год заводчане провели десятки мероприятий: организовали Масленичные гулянья в парке Трубников, в День города приняли участие в карнавальном автопробеге по центральным улицам Каменска, под вечер подарив жителям салют, победоносно ворвались на VIII Уральский конкурс рабочей песни в номинации «Наш завод — наш трудовой край». И это не считая целой россыпи проектов для своих работников. Это, например, интеллектуальная игра TubeHiTech, в которой померились умами молодежные лидеры завода и профсоюзные активисты. Или традиционный конкурс талантов «Синарские ребята и девчата», где в этом году самыми творческими стали наладчик автоматических линий и агрегатных станков цеха Т-4 Александр Еремин и контролер в производстве черных металлов отдела технического контроля Юлия Левинсон.

Работники ТАГМЕТа тоже не отставали, засветившись буквально в каждой сфере искусства. В Международный день музеев на ежегодной интерактивной выставке под открытым небом «Музейный квартал» военно-патриотическая экспозиция ТАГМЕТа стала одной из самых ярких. Здесь многочисленные посетители знакомились с историей завода и экспонатами времен Великой Отечественной войны. Кроме того, заводчане организовали собственную выставку в Министерстве промышленности и энергетики Ростовской области в честь 125-летия предприятия. А еще ТАГМЕТ стал звездой кинолент — на нескольких локациях завода были сняты эпизоды художественного фильма «Нефутбол», который вышел на большие экраны всей страны. Отметилось предприятие и в музыкальной области, оборудовав профильный кабинет по проекту «Точка опоры».

Территория искусства

Нередко главным культурным центром притяжения региона становятся сами заводы ТМК. СТЗ осенью принял гостей 6-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства. А на берегу Северского пруда появился арт-объект «Северская цапля», центром которого является фигура цапли — клейма северских металлургов.

Кроме того, СТЗ в рамках празднования 20-летия ТМК и Дня металлурга запустил в Полевском проект под названием «Заводись! Мы едем на завод!». Его цель — знакомство горожан и гостей города с профессией современного металлурга, демонстрация лучших в мире технологий проката труб и профессиональных достижений заводчан.

На ЧТПЗ достопримечательностью сделали один из цехов — площадка по производству труб большого диаметра «Высота 239» с момента своего открытия 11 лет назад стала центром притяжения для жителей и гостей города. Здесь регулярно проводятся экскурсии, на которых показывают уникальные дизайнерские решения продвинутого цеха, кроме того, экскурсантов приводят на предприятие Этерно, где производят детали трубопроводов.

Не уступает коллегам и ПНТЗ со своим музеем истории завода. Он состоит из пяти экспозиционных залов с этапами развития предприятия и одного зала современного искусства. Для такого большого пространства трубники разработали более 10 маршрутов, часть из них рассчитана на новичков завода и его ветеранов, другие — на жителей Первоуральска и туристов.

— Это не только экспозиция и хранилище предметов музейного значения, но и визитная карточка завода и города, духовный центр трудового коллектива, место встреч ветеранов-новотрубников и гостей предприятия, — отметила директор музея истории ПНТЗ Светлана Титова. — У нас регулярно проходят выставки, свои коллекции представляют сотрудники завода, современные уральские художники и фотографы.

Не забывают на ТМК и о своих сотрудниках. Например, на ВТЗ продолжается реализация проектов, которые делают интереснее рабочую и культурную жизнь заводчан. На предприятии перестроили читальные залы и книгохранилища в профсоюзной и технической библиотеках. Здесь появилось новое интерактивное оборудование, а также оцифрованные каталоги. Особенный интерес представляет профсоюзная библиотека — она выполнена в английском стиле с характерными благородными цветами. В уютной атмосфере  проводятся поэтические вечера и различные мастер-классы. Но главная культурная обитель ВТЗ — это выставочное пространство Art Space – 2, расположенное в холле трубопрессового цеха № 2 вместе с концертным залом ТПЦ-2. Здесь регулярно проводятся концерты, творческие встречи и торжественные собрания. Так что если вам доведется побывать на ВТЗ и вы вдруг обнаружите, что на заводе куда-то пропало большинство коллег, знайте — они именно в Art Space – 2.

Юбилейные гастроли

Без сомнения, ключевым культурным мероприятием 2021 года на всех предприятиях ТМК стало шоу мирового уровня «Производство как искусство», приуроченное к юбилею компании и собравшее в цехах заводов не только заводчан, но и жителей регионов ее присутствия. Автором масштабного мультимедийного шоу стал режиссер Василий Бархатов, который сумел совместить классическую актерскую игру с фото- и видеографикой, неповторимой игрой света и необычной музыкой. Темой постановки, конечно, стала металлургия — ее история рассказывается метафорично и перекликается с мифами различных народов мира. При этом на каждом из заводов ТМК трубники видели свое уникальное шоу, поскольку в графическое оформление добавлялись особые элементы, связанные непосредственно с предприятием. В итоге уникальную постановку увидели более 12 тысяч металлургов.

Сфера ответственности ТМК не ограничивается промышленным производством и трубным бизнесом, мы многое делаем для повышения уровня жизни в регионах присутствия компании, в том числе через инвестиции в науку и образование, а также поддержку культуры. ТМК, например, входит в Попечительский совет Большого театра, поддерживает Уральскую биеннале современного искусства, развивает созданный в 2009 году музейный комплекс «Северская домна» на Северском трубном заводе, участвует в других культурных и просветительских проектах.
Игорь Корытько
Генеральный директор ТМК
#Общество