Эфир
Неделя
Репортаж
Неделя с ТМК. Выпуск №39 (137)
0:00
/
Полезная рубрика
Трубы как искусство: необычная библиотека
04.02.2022
Здание Центральной библиотеки Роттердама часто сравнивают с парижским Центром Помпиду.

Современная архитектура голландского Роттердама привлекает множество туристов каждый год. Экстравагантные кубические дома, крытый рынок Марктхал, на внутренней стороне которого была использована уникальная анимация, небоскреб-кактус, голубой дом, где закрашены даже двери и окна… Конечно, в таком миксе форм нашлось место и трубам! Они украшают здание местной библиотеки.


Здание Центральной библиотеки Роттердама часто сравнивают с парижским Центром Помпиду. Да, по масштабам, скажем так, применения трубной продукции оно сильно уступает, однако это тоже очень крупный культурный объект (эта библиотека — грандиознейшая в Нидерландах!), и фасад тоже украшен трубами. Яркими, желтыми, обвивающими здание сбоку. 


Издалека, если не считать этих самых труб, строение кажется очень простым — в советские годы такие лаконичные здания с опоясывающим остеклением появлялись по всей нашей стране; обычно в них располагались те или иные конторы и управления. Вот только внутри роттердамской библиотеки, помимо огромных хранилищ и читальных залов, есть собственный театр вместимостью 179 человек, 11 залов, которые могут использоваться для презентаций и конференций, и даже кафе с видом на город.


Здание было построено в 1983 году. Проект, который создали Хендрик Ван ден Брук и Якоб Бакема, предполагал каскадную конструкцию, использование большого количества стекла и дополнительные визуальные элементы, в числе которых как раз трубы; они, как и в Центре Помпиду, имеют утилитарное значение. 


Кстати, такое расположение коммуникаций, снаружи здания, критики и историки архитектуры в свое время окрестили боуэллизмом (от англ. bowel — `внутренности`). Это позволяет увеличить полезную площадь, освободить пространство внутри здания, а также доказать, что трубам есть место в современном архитектурном искусстве. Считается, что эта разновидность стиля хай-тек появилась еще в конце 1950-х годов в проектах архитектора Майкла Уэбба, а довел его до совершенства Ричард Роджерс, как раз один из авторов знаменитого парижского музея Помпиду.



Фото: Unsplash (Victor G, Simon Boxus, Visual Stories || Micheile).

#Искусство