Эфир
Неделя
Репортаж
Неделя с ТМК. Выпуск №33 (131)
0:00
/
Полезная рубрика
«Северская домна» говорит и показывает
03.08.2022
После завершения длившейся несколько лет реконструкции были официально открыты новые помещения музейного комплекса «Северская домна», посвященного истории не только самого завода, но и всего горного дела Урала.

14 июля на СТЗ состоялось по-настоящему эпохальное событие. В этот день после завершения длившейся несколько лет реконструкции были официально открыты новые помещения музейного комплекса «Северская домна», посвященного истории не только самого завода, но и всего горного дела Урала. А 16 июля, ко Дню металлурга, познакомиться с обновленными зданиями и экспозициями смогли все желающие.

Храм металла

Издали это здание легко принять за церковь — зеленый купол на восьмигранной башне-барабане явно старинной архитектуры, длинная крыша пристроенного к башне здания... Сходство совсем не случайно: в былые времена для строительства промышленных сооружений такого типа использовались те же приемы и даже такие же особенности кладки кирпича, что и при постройке церк­вей. Но на самом деле под зелеными крышами скрывается «храм металла» — сохранившееся здание дореволюционного Северского завода и уникальный исторический объект — единственная не только в России, но и в Европе доменная печь XIX века.

Сама история завода началась в со­всем уж далеком 1739 году, а доменный цех в нем появился в 1860-м — его пристроили к прежней кричной фабрике. Впрочем, нынешняя «Северская домна» немножко «моложе» — ее поставили в 1898-м на фундаменте самой первой печи: завод уже в те времена постоянно обновлялся, модернизировался, шел в ногу со временем. Доменных печей в то время было две, и на старинных фотографиях Полевского можно увидеть два одинаковых купола, стоящих бок о бок возле заводской плотины. Но вторую печь остановили еще до революции и в 1930-х годах разобрали вместе со зданием, а вот домне №1 повезло — в 1932-м ее решили реконструи­ровать, но потом оставили на консервации. В 1974 году старинные цеха были взяты под охрану государства как архитектурно-­промышленный памятник, ну а сегодня «Северская домна» ­является объектом культурного наследия федерального значения.

Новая жизнь для старой домны началась в 2002 году, когда Северский трубный завод вошел в состав ТМК. К тому времени в исторических зданиях опять расположились производственные помещения, стены были оштукатурены, фермы перекрытия — спрятаны за натяжным потолком. Руководство ТМК приняло важное принципиальное решение — полностью реконструировать старинные цеха и отдать их под экспозицию музея. В 2009 году «Северская домна» приняла первых посетителей, еще через год был открыт отдельный вход, чтобы посетители могли попасть на территорию музея не только через заводскую проходную с ее строгим пропускным режимом. Ну а в нынешнем году был завершен очередной этап реконструкции, приуроченный к 350-летию Петра Великого, при котором на Урале начало развиваться «заводское дело», — и 14 июля, накануне Дня металлурга (который в 2022-м тоже юбилейный — 65-й!), состоялось торжественное открытие нового, современного музейно-­выставочного комплекса.

Встреча эпох

У входа в музей делегацию почетных гостей во главе с первым заместителем губернатора Свердловской области Алексеем Шмыковым встретила владычица уральских недр — Медной горы Хозяйка, в своем сказочном облике коронованной ящерицы. ­Конечно же, медной: эту скульптуру установили здесь к 300-летию Полевского. И место было выбрано отнюдь не случайно: ворота музея расположены на старой заводской плотине — именно с нее и начинался завод, ведь все его машины в прошлом приводились в движение именно водяными колесами. Все старинные уральские заводы строились вдоль рек, так что заводской пруд еще в те времена был непременной частью пейзажа. 

Дальше гости спустились в литейный двор доменного цеха — и началось шоу. Да не простое, а светозвуковое, с символическим названием «Говорит и показывает домна». Прямо на старинных кирпичах современные проекционные технологии открыли настоящий «портал в прошлое», и Северская домна, свидетельница истории, рассказала о том, как зарождалась металлургия на территории Полевского района (а произошло это еще в раннем железном веке!), как она развивалась, как на Урале в эпоху Петра Великого появилась своя горнозаводская цивилизация, как менялся технологический уклад... Один из самых впечатляющих моментов — когда домна «оживает» и выдает чугун, льющийся в изложницы. Конечно, настоящую плавку в историческом памятнике никто не проводил, но современные технологии позволили создать потрясающе правдоподобную иллюзию.

Дальше гостей ждал экспозиционный зал — и новая встреча с прошлым. Нынешняя экспозиция называется «Путь железных караванов», она рассказывает о сплаве продукции уральских заводов вниз по реке Чусовой, до Камы, с которой водным путем железо отправлялось почти по всей Центральной России. Из стены зала выступает борт барки — судна, использовавшегося для сплава. Борт новый, а вот чугунный якорь, с помощью которого управляли баркой во время сплава, подлинный. О самом же водном пути рассказывают семь картин уральского художника Александра Ремезова, и еще четыре его полотна продолжают рассказ об истории металлургии.

И наконец, пришло время открыть новое пространство музея — 1200 м2 второй очереди реконструкции, много­функциональный центр, в котором кирпичные стены и клепаные балки XIX века, оставленные на своих местах и открытые для обозрения, сочетаются с современным выставочным оборудованием и картинами из коллекции галереи «Синара Арт». Торжественную церемонию открыл генеральный директор ТМК Игорь Корытько, гостей познакомили с историей реконструкции музея, а ее идейный вдохновитель — Михаил Васильевич Зуев — получил особую памятную медаль с изображением «Северской цапли», старинного клейма завода и герба Алексея Федоровича Турчанинова, владельца и устроителя Полевского горного округа во времена Екатерины Великой. А затем... К гостям вышли и сам Алексей Федорович с «матушкой-императрицей». В присутствии столь высоких персон вице-губернатор, генеральный директор ТМК, советник генерального директора Михаил Зуев и управляющий директор СТЗ Дмитрий Марков перерезали красную ленточку, а затем «гости из прошлого» пригласили первых посетителей пройти в новую экспозицию — к настоящему и будущему музея «Северская домна».

Маршрут через века

Что же у музея в будущем? На этот вопрос ТМК дала ответ на проходившей в Екатеринбурге Международной промышленной выставке «Иннопром-2022». Именно там, на сессии «Промышленный туризм как эффективный инструмент внешних связей для муниципального образования», директор музея «Северская домна» Анна Трепалова представила новый проект — туристический маршрут «Металлургия сквозь века — от кричного молота до цифрового завода». По этому маршруту сотрудники музея уже водят гостей, приезжающих в рамках бизнес-миссий, а с осени он будет открыт для широкого круга интересующихся историей уральской промышленности. Сейчас решаются вопросы приема посетителей на производстве — ведь туристы смогут посетить не только музей, но и дей­ствующие горячие цеха СТЗ.

Маршрут будет начинаться от мурала «Северский поток» — граффити с изображением раскаленных труб на стене научно-исследовательского центра СТЗ. Дальше экскурсия пройдет по призаводской улице Вершинина, тоже имеющей богатую историю, к «Северской цапле» — стоящей на берегу заводского пруда статуе, подаренной городу металлургами. С этого места открывается замечательный пейзаж, часть которого сохранилась с XIX века, и это не только здание «Северской домны», но и стоящая на горе напротив нее Троицкая церковь, да и отсутствие многоэтажной застройки за прудом позволяет живо представить, как выглядел Полевской в позапрошлом веке. Следующая точка марш­рута — Спасо-Преображенская часовня, целиком выполненная из железа, точная копия стоявшей до революции в центре города. Ее воссоздали в 2013 году и установили неподалеку от входа в музей.

Дальше гостей завода ждет сам музей, и не только экспозиции, но и различные мастер-классы, в которых могли принять участие уже те, кто пришел 16 июля на открытие «­Северской домны» для всех желающих, а набралось их больше 4000 человек!

В помещении паровой воздуходувной машины (тоже сохранившейся с XIX века) работали кузнец Алексей Потоскуев, вместе с которым даже дети могли выковать себе настоящий гвоздь и забрать его на память, и мастер Евгений Кушкин, старым «демидовским» способом (холодной чеканкой) создающий памятные монеты. При помощи разных клише все желающие могли изготовить себе монету и с силуэтом музея, и с «Северской цаплей». Лепка из глины, мастер-класс «Волшебный карандаш» художника Алексея Рыжкова, который за час учил всех желающих рисовать домну, — все это не оставило равнодушным никого, а дети были в полном восторге. Возможно, в будущем туристы смогут поуча­ствовать в работе и других уральских мастеров.

Весь маршрут будет занимать около четырех часов — так что посетителям музея и завода обязательно нужно будет подкрепиться. Для этого при реконструкции была предусмотрена зона кейтеринга, где можно проводить фуршеты, а можно и организовать полноценные обеды. Кроме того, по соседству расположился и ­конференц-зал — многофункциональное пространство на 135 посадочных мест, с проекторами, видео-конференц-связью и прочей современной аппаратурой, позволяющей проводить любые мероприятия.

Во дворе музея экскурсантов ждет экспозиция под открытым небом, снова позволяющая пройти весь путь уральского металла — от образцов горных пород и воссозданного старинного кричного молота до оборудования СТЗ, работавшего на заводе до самой его модернизации в 2000-х годах. А затем туристов будут ждать уже современные, «цифровые» электроплавильный и трубопрокатный цеха, с новейшими производственными линиями.

Впрочем, однажды и нынешние станки и станы пополнят экспозицию музея — ведь завод тоже идет в будущее, сохраняя и продолжая славные вековые традиции уральских металлургов!

Проект «Северская домна» был мне очень интересен с исторической точки зрения. Моей задачей было деликатно подобрать современную стилистику картины к существующей исторической рамке. Нельзя было испортить уже существующий идеальный проект, его надо было дополнить, придумать способы реставрации, сохраняя историю объекта. Я выбрал стиль гранж, который позволял наиболее деликатно отнестись к наследию. Классические, старинные элементы соседствуют с практичной современностью. Интерьер наполнен сложными техническими решениями, которые удалось невесомо вписать в общую стилистику. Проект был невероятно сложным и в то же самое время придумывался легко, буквально на ходу. Думаю, именно это противоречивое сочетание родило идеальную картинку интерьеров второй очереди «Северской домны».
Алексей Антонов
Архитектор
#Искусство