Практически каждый, кто посещал площадку Научно-технического центра ТМК в Москве, обращал внимание на необычную скульптуру на втором этаже центра. На своем постаменте в узнаваемой позе застыл «Мыслитель», будто сплетенный из тонкой проволоки. Автор одного из главных украшений центра — Катерина Поединщикова, известная на Урале и далеко за его пределами художница, в чьих работах индустриальная тематика раскрывается с неожиданной стороны. Трубник Online пообщался с Катериной и узнал, как создавался «Мыслитель».
— С чего началось ваше сотрудничество с Трубной Металлургической Компанией?
— Думаю, это был 2009–2010 год. Мне нужно было оформить документы — экспертизу на вывоз работ за границу, а это делали в (тогда ещё) Екатеринбургской галерее современного искусства (сейчас — Галерея Синара Арт. — прим.ред.). Экспертом был Борис Салахов. Он посмотрел работы, и, думаю, ему понравилось. Был большой холст, примерно 2х3 м, с игрой в покер. И Борис не разрешил его вывозить. Сказал, что он должен быть в постоянной коллекции галереи. Теперь он в корпоративной коллекции ТМК. Спустя, думаю, год галерея пригласила меня в проект «Летопись современного завода» . За это я, на самом деле, очень благодарна, потому что это был для меня сложный период: я почти не работала как художник в это время, у меня не было мастерской, не было общения в художественной среде. Мне и ещё нескольким художникам дали мастерскую, материалы и свободу в интерпретации темы. После этого проекта я стала снимать эту мастерскую самостоятельно. И по сей день моя мастерская находится в здании Свердловской киностудии.
«Совещание». Работа для проекта «Летопись современного завода»
— Вы чаще обращаетесь к визуальным формам искусства — живописи, коллажам, видео, а в случае с «Мыслителем» была выбрана другая форма. Как «родился» «Мыслитель» и какая идея за ним стояла?
— ТМК и галерея предложили мне создать арт-объект для стенда на ИННОПРОМе, используя материал, который они производят. Это была тонкая полая трубка, похожая на проволоку.
Я взяла несколько образцов, попробовала ее пластичность и поняла, что смогу с этим работать.
Потом были эскизы, очень разные: от растительных мотивов до экспрессивных динамичных фигур, напоминающих спортсменов. Но в итоге совместного обсуждения мы пришли к выводу, что нужен спокойный интеллектуальный образ. Тогда и решили сделать фигуру по мотивам скульптуры Родена «Мыслитель».
— Сложно ли было создавать эту работу?
— Я не сказала бы, что это было сложно. Когда я училась в институте, мне нравилась скульптура, поэтому я с интересом взялась за эту работу. Самое сложное было — это мелкие детали: руки, ноги. Ведь именно они задают характер фигуре, движению. Сейчас даже не помню, сколько времени занял процесс, думаю, недели 3-4 вместе с эскизами. Когда определились с сюжетом, я нашла несколько фотографий «Мыслителя» Родена с разных ракурсов и принялась за работу.
— Думали ли вы о создании других работ металлургической тематики?
— Я не раз обращалась к индустриальной тематике, это то, что меня действительно вдохновляет. Мой родной город — Каменск-Уральский, потом я жила и училась в Нижнем Тагиле. Это города, в основе которых — заводы. Если быт и пейзажи индустриального города окружали меня с детства, разве могла я проигнорировать эти темы?
Катерина Поединщикова — екатеринбургская художница, участница Уральских биеннале современного искусства, 1-го фестиваля нового аудиовизуального искусства «Луч», множества российских и международных выставок и проектов (в т.ч. «Переходы и смещения», галерея Millepiani/LoosenArt (Рим, Италия, 2020), «LAYERS», Bridgeport (Коннектикут, США, 2019), «Бажов-фест», ГЦСИ Урал (Екатеринбург, 2016), Selection Artfair Basel (Женева, Швейцария, 2008) и др.).
Персональные выставки Катерины проходили в рамках параллельной программы 3-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства, в галерее «Антонов», Ельцин-Центре и Екатеринбургской галерее современного искусства (сегодня — Галерее Синара Арт).
В материале использованы фотографии из архива Катерины Поединщиковой.