Эфир
Неделя
Репортаж
Неделя с ТМК. Выпуск №18 (116)
0:00
/
Наши люди
Завод глазами фотохроникеров
22.08.2022
Имея жгучий интерес к фотоискусству, представители династии Долгошеевых более 70 лет формировали уникальный архив, в котором навсегда запечатлелась история родных и Челябинского трубопрокатного завода.

Металлургия и творчество — трудносовместимые вещи. Но этой семье удалось воспитать несколько поколений физиков и лириков, умеющих видеть прекрасное в повседневном. Имея жгучий интерес к фотоискусству, представители династии Долгошеевых более 70 лет формировали уникальный архив, в котором навсегда запечатлелась история родных и Челябинского трубопрокатного завода.

Вот труба мартеновского цеха вспарывает брюхо тяжелого неба, вот тянутся вдаль бетонные вертикали только что построенных домов, а вот в городскую сизость проливается солнце — на этих фотокарточках не просто застыло время, здесь отразились знаковые страницы летописи предприятия.

Начало семейного интереса к фотоискусству положил прадед Василий Долгошеев. Он пришел на завод в 1949 году после окончания ПТУ №10. До армии Василий Михайлович работал машинистом мосто­вого крана, а после демобилизации — электро­слесарем.

— Как только моего прадеда призвали в ряды Советской армии, на его место устроилась моя прабабушка Анна Николаевна. Родные рассказывали, что она часто брала на работу старшего сына Витю, который буквально вырос в кабине мостового крана, — рассказывает правнук — начальник производственно-технической группы энергетического центра ЧТПЗ Виктор ­Долгошеев.

Несмотря на тяжелые годы и постоянную нужду, Василий Долгошеев где-то раздобыл фото­аппарат и никогда с ним не расставался. Спасаясь в мире фотографии от бытовых передряг, он много снимал родной цех №7, любимую жену и детей.

Как и все новоселы молодого Ленинского района Челябинска, Долгошеевы буквально жили на стройке. Фото Василия Михайловича. 1954 год
Заводская демонстрация. Фото Василия Михайловича, конец 50-х годов

Василия Михайловича уважали на заводе, потому что он умел работать скромно, без начальственных раскатов и всегда был там, где трудней. Но все же «большим человеком» его делала фотография, ведь Долгошеев не просто снимал людей, а дарил им проявленные карточки — невероятная диковинка по тем временам.

Неудивительно, что страсть к фотографии и заводу передалась его старшему сыну Виктору. Первенец повторил путь отца во всем: окончил ПТУ №10 и устроился элект­рослесарем в цех №7. Виктор Василье­вич обладал неуемной энергией, которой хватало на разные ипостаси. С ранних лет он был в гуще событий: посещал театральный кружок, читал сказки на местном телевидении и все это наперевес с фотоаппаратом. Постепенно творческое начало пересилило, и Долгошеев ушел работать во Дворец культуры ЧТПЗ. С этого момента его объектив был направлен на сцену, где выступали заводские коллективы или приезжие артисты.

Обрастая знакомыми из мира искусства, Виктор Васильевич превратил свой дом в место обмена художественными идеями, питательную среду для развития творческих людей. Как создавать эффект светотени, что такое колорит и перспектива – эти знания передавались по мужской линии с малых лет, будто прилагались к свидетельству о рождении. Именно поэтому следующим, кто овладел фотомас­терством, стал его сын Василий. Парень работал на предприятии недолго — будучи студентом участвовал в строительстве административно-бытового корпуса цеха №6. Но фотографией увлекся однажды и навсегда.

Нетрудно догадаться, что это хобби стало главным и в жизни его детей — в частности, сына Виктора, названного в честь деда. Первый фотоаппарат Долгошееву-младшему по семейной традиции доверили в детском возрасте. Это был скромный пленочный Olympus. Никакого «наезда» и «отката» объектива — ­жми на кнопочку, и вылетит птичка!

А как только Виктор узнал, что такое фокусное расстояние, чувствительность и ретроспектива, отец стал брать его на фотопленэры. Сначала Виктор повторял сюжеты своего наставника кадр за кадром, а затем начал самостоятельно продумывать композицию. За успехи на семейном поприще Долгошеева-младшего одарили новой широкоугольной камерой, которая на долгие годы стала его спутницей. Дальше — больше: со временем отец и сын нашли увлекательную тему для съемки — авиация.

— Первую половину детства я провел во Дворце культуры, а вторую — на взлетной полосе. С отцом мы до сих пор снимаем изящные машины прославленных «Стрижей», «Русских витязей» и, конечно, челябинских летчиков, — отмечает наш герой.

Виктор подчеркивает, что по призванию он — фотограф, а по профессии — энергетик. В 2015 году Долгошеев-младший окончил энергетический факультет ЮУрГУ и сразу подался на завод. Пока его сверстники тянулись за длинным рублем, Виктор прошел все карьерные ступени. Он убежден: чтобы добиться успеха и в увлечении, и в работе, необходимо начинать не с руководящих постов, а с азов.

Сегодня фотоархив Долгошеевых насчитывает 1500 работ, упакованных в огромную коробку. Это настоящий сундук чудес, где хранится история глазами нескольких поколений этой замечательной семьи.

#НашиЛюди